Евпаторийская здравница :: Новости » Актуальное интервью » Сила театра в обмене энергиями

http://e-zdravnitsa.ru/index.php?area=1&p=news&newsid=29870


Сила театра в обмене энергиями

Театральное искусство является одним из древнейших искусств в истории, оно вносит большой вклад в развитие общества: хранит духовные, культурные и нравственные ценности. Сегодня нашу жизнь сложно представить без театра. Он делает нас чище и добрее, воспитывает и дарит нам радость творчества и вдохновения. Ежегодно 27 марта отмечается Всемирный день театра — международный профессиональный праздник всех служителей Мельпомены и ценителей этого искусства. В честь этого дня артист драмы и режиссер Крымского государственного театра юного зрителя, заслуженный артист Республики Крым Сергей НОВИКОВ в интервью «ЕЗ» поделился восприятием театральной жизни, рассказал о принципах своей работы и ценностях гастролей.

— Сергей, труппа Крымского ТЮЗа — 27 профессиональных артистов — полна, как большая сокровищница, знатоками своего дела из разных городов России. Расскажите, пожалуйста, как вы попали в Евпаторию и стали служить в этом театре?

— Сам я родом из Самарской области. В Евпатории впервые побывал в 2009 году, будучи еще студентом третьего курса Самарской государственной академии культуры и искусств. Руководителем курса на тот момент была Ирина Анатольевна Сидоренко. Тогда я приехал в Евпаторию на фестиваль «Земля. Театр. Дети» в составе творческого коллектива театра «СамАрт». Сразу же влюбился и в город, и в здешний театр. И, конечно же, в династию, которая основала этот театр-­семью, о котором мечтает, мне кажется, каждый актер.

Путь мой был тернист, и не сразу после окончания института я приехал работать в Евпаторию. Пять лет, с 2010 по 2015 год, я прослужил в театре «СамАрт» и театре «Актерский дом» при самарском Союзе театральных деятелей. И только после этого в январе 2015 переехал в Евпаторию и поступил на службу в театр «Золотой ключик» (ныне Крымский государственный театр юного зрителя — Ред.). Названия у театра менялись, он переходил из одного министерства в другое, но суть его оставалась неизменной: он всегда относился с теплотой не только к своим сотрудникам, но и к зрителям и гостям.

— В какой момент жизни вы поняли, что хотите стать именно актером, ведь были и другие увлечения?

— Да, я хотел быть и моряком, и поваром, но стал именно актером, за это я благодарен моим родным: бабушке, тете и маме. Они с самого детства прививали мне вкус через советскую классику кинематографа, творчество Пушкина, сказки Андерсена и братьев Гримм. Но главную роль сыграла, конечно же, мама, которая отдала меня в музыкальную школу села Марьевка Пестравского района Самарской области в руки педагога Ольги Викторовны Муховиковой. Мама хотела, чтобы я играл на гитаре, но меня больше прельщал театральный кружок. Оттуда я и начал свой путь в театральный мир. Потом были конкурсы, победы и институт. А дальше вы знаете.

— За время своей творческой деятельности вы поставили девять спектаклей как режиссер и исполнили более шестидесяти ролей как артист. Как вы достигаете баланса в работе актера и режиссера? Есть ли предпочтение или это взаимно питающие истории?

— Я бы сказал, что работа актером — это призвание, я очень люблю свою актерскую профессию, это моя жизнь. Для меня огромное удовольствие выходить на сцену разными персонажами. Думаю, что это идеальное сочетание, когда твоя работа приносит удовольствие, потому как ты делаешь ее хорошо. А режиссерская сторона моей личности — это вдохновение! Когда ты впечатлен прочитанной книгой или рассказом от коллег про ­какой-то материал, ты как ребенок начинаешь придумывать спектакль и уже не можешь остановиться. Еще в детстве, прогуливаясь пешком в школу и обратно или в магазин, я сочинял истории и разыгрывал их на разные голоса. А, как говорится, все мы родом из детства. Так что это взаимно питающая история, в ­какой-то момент даже удобная, когда ты еще бываешь и сам себе режиссер.

— Режиссура — сложный вид деятельности, но очень интересный. Это слияние сотрудничества и управления. Как, будучи режиссером, вам удается найти подход к каждому актеру, выстроить диалог с каждым из них и добиться единства?

— Режиссер, в первую очередь, должен заразить идеей спектакля актеров. Заинтересовать их, влюбить в будущую постановку. В этом я равняюсь на старших! Например, на художественного руководителя Андрея Олеговича Пермякова, который при каждой новой постановке приносит нам, актерам, идею и образ будущего спектакля.

Что же касается подхода к каждому актеру, я исхожу из того, что мы все — семья, коллеги и сценические партнеры. Я же тоже актер… Понято, что если актера вдруг начинает «заносить» в творческом смысле, то, конечно, в таком случае последнее слово за режиссером. Но бывает и так, что мы вместе плывем по течению общего вдохновения и получается неплохо. Взаимопонимание и умение слышать, а не только слушать очень важно в общении как при постановке спектакля, так просто в жизни.

— А чем ваш режиссерский почерк отличается от принципов работы художественного руководителя?

— Я в первую очередь актер и, наверно, в отличие от Андрея Олеговича, у которого математический мозг и который все просчитывает, я начинаю немного с другой стороны — с разработки образов спектакля и подхода к ролям. Может, ­кто-то скажет, что это неправильно, но каждый режиссер ­все-таки работает по-своему. А черпать опыт из общения с более опытными режиссерами — это только большой плюс. Например, я тоже, как и Андрей Олегович, люблю использовать такой прием как «нулевой акт»: погружение зрителя в спектакль начинается или в фойе театра, когда зритель еще не понимает, что происходит, или при входе в зал.

— А есть ли у вас любимая роль из числа исполненных вами?

— Буду, наверно, банален, и скажу, что все роли любимые! Каждая из них дает свой опыт и развитие, у каждой есть свои сложности и для каждой нужен свой подход. Тогда роли и будут получаться. А что такое любимая роль? Это значит, что в других ты меньше стараешься? Это нечестно по отношению к зрителю. Все роли люблю: и прошлые, и настоящие, и будущие.

— Суть актерской профессии связана с разного рода эмоциями, ведь артисты пропускают через себя чужие жизни и судьбы, переживая все беды и радости своих героев. Нередко актеры в своей профессиональной жизни сталкиваются с явлением эмоционального выгорания. Как с ним можно справляться?

— Да, выгорание в профессии актера, как и во многих других профессиях, творческих и нет, довольно распространенное явление. Самое сложное — не перегореть! Творить и получать от этого удовольствие. Уметь переключаться после спектакля на обычный режим, а не продолжать страдать со своим персонажем. Найти в себе этот тумблер, а иначе можно сойти с ума и перегореть. Я в этом случае всегда вспоминаю слова моего мастера Ирины Сидоренко: «Если продолжаешь страдать, сойдя со сцены, значит, не полностью выложился на сцене».

— Что вас наполняет и вдохновляет на новые проекты и роли?

— Многое! Мои предыдущие роли и мысли о том, кого я смогу еще сыграть. Будет ли это интереснее или лучше… Я как ребенок в отделе игрушек, понимаете? И, конечно же, вдохновляют будущие роли. А также мои сценические партнеры, семья и коллеги! Я люблю жизнь и театр, а это и есть вдохновение на новые свершения!

— Как вы считаете, что важнее для актера — талант или подготовка? Разделяете ли вы талант человека и наработанный профессионализм? Или же ­все-таки профессионализм это степень развития таланта?

— Талант, безусловно, важен. Но смотря что понимать под словом «подготовка». Я знал и знаю актеров, у которых нет актерского образования, и это совсем не мешает им прекрасно выступать на сцене. Вот это талант, обрамленный как картина в красивый багет рамкой опыта и способности обучаться на ходу. А ­кому-то, как мне, например, мальчику из села, надо было обучиться и научиться профессионально использовать свой талант на пользу обществу. Я думаю, что профессии без таланта быть не может, а талант без профессии — легко. Это мое личное мнение.

— Периодически артисты ТЮЗа выезжают с гастролями по стране. Какова главная ценность в гастролях для вас и для театра в целом?

— Да, театр выезжает с гастролями, а мы, актеры, как шестеренки этого огромного творческого механизма выезжаем вместе с ним. Плюсов на самом деле много. Смена обстановки, возможность поработать на разных площадках, пообщаться с актерами и работниками разных театров. Да и само путешествие, возможность увидеть разные города, в которых ты бы мог никогда и не оказаться. Также в рамках больших гастролей, а это обменные гастроли, театр, в который приезжали мы, потом приезжает к нам с ответным визитом. И у жителей нашего замечательного города есть возможность познакомиться с ним.

— Какое значение для вас имеет коллектив?

— Сказать, что большое, — ничего не сказать. Это одна семья, которая творит и, можно смело сказать, проводит половину своей жизни вместе. Шагая рука об руку. Все разные, интересные и творческие. В процессе работы порой возникают споры и иногда даже очень бурные обсуждения, но мы всегда находим компромиссы. Ведь все это ради общего дела.

— Сергей, в чем, на ваш взгляд, заключается сила театрального искусства?

— Вы знаете, это сложный вопрос. Я считаю, что его сила заключается в людях, которые находятся по обе стороны от края сцены. Во-первых, это наш дорогой зритель, ради которого мы все это творим. Который приходит и с горящими глазами смотрит, слушает, а потом уходит домой и размышляет о том, что же хотел сказать автор, режиссер, актер. Иногда мы обсуждаем это вместе после спектакля. В нашем театре есть несколько постановок, после которых можно остаться в зрительном зале и поговорить с режиссером и актерами о спектакле, который только что посмотрели. Во-вторых, это актеры, которые находятся на сцене, и та химия, а можно сказать, и алхимия, которая происходит между ними. И когда случается вот этот обмен энергиями зрителей и актеров — появляется та самая сила театрального искусства. Сейчас наш театр не стоит на месте и развивает эту коммуникацию со зрителем, проводит читательские и зрительские клубы, экскурсии, творческие встречи с артистами и режиссерами. Так что, дорогие читатели, приходите в театр и будьте счастливы!

Беседовала Виктория ТЮРИНА.

Фото предоставлены Сергеем Новиковым.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 12(19613) от 29.03.2024 г.