Вильгельмина МЕТТЕЛЬ: «Театр — это моя жизнь»

Яркая, эффектная и невероятно талантливая актриса Крымского государственного театра юного зрителя Вильгельмина Меттель в интервью «ЕЗ» рассказала читателям о своих отношениях с театром, создании сценических образов и о том, какую роль в театре играет современный зритель.

— Вильгельмина, расскажите, пожалуйста, какими были начало вашей актерской карьеры и дальнейший рост.

— Прозвучит смешно, но думаю, что еще в животе у мамы решила, что стану артисткой. Совсем малышкой в родном Подмосковье я устраивала родителям концерты, пела и плясала до глубокой ночи. Если мама засыпала, будила ее словами: «Мама, ты что, спишь? Не спи, я еще не закончила!» Такой вот ребенок, которого ставят на табуретку почитать стихи. И я читала! Да с каким удовольствием! Потом мы с семьей переехали в Евпаторию, и я стала петь в школьных мюзиклах, а лет в десять сама пошла в наш евпаторийский детский театр «Золотой ключик». Просто пришла и спросила у вахтера: «А куда тут идти, чтобы взяли играть?» Руководитель коллектива «Непоседы» Наталья Станиславовна Сулимовская тогда проводила репетицию и, видимо, удивилась такой наглости, но стишки послушала и таки взяла. А потом даже доверила сыграть роль мечты всех девочек — Лису Алису!

Потом некоторое время я вела передачу на евпаторийском телевидении, а после школы поступила в Крымский филиал Киевского национального университета культуры и искусств в Симферополе. Два года я училась профессии режиссера, но поняла, что хочу исключительно на актерский факультет, которого в Симферополе, к сожалению, на тот момент не было. Поступила в Харьков, в Университет искусств имени Котляревского, и как сумасшедшая торчала в стенах университета с утра до позднего вечера. Уходить не хотелось, наоборот, мы с однокурсниками постоянно ­что-то придумывали, а потом, придя в общежитие, продолжали репетиции на лестничной клетке между этажами. Со слезами, диким смехом и прочими яркими эмоциями, ведь тогда это казалось высшим классом игры! Особенно смешно было, когда, наблюдая эти эскапады, мимо проходили студенты-­музыканты по обмену из Китая с весьма озадаченными лицами! Веселое время студенчества, а в «театралке» — сумасшедше веселое!

Десять лет я прожила в Киеве. Там я начала достаточно активно сниматься в сериалах и кино. А это ведь совсем другая профессия! Театральная и киношная игра — это как Солнце и Луна: вроде похожи, но отличаются в корне. И я училась жить перед камерой, буквально — жить, ведь крупный план не терпит наигрыша. Горжусь, что видела себя на больших экранах страны, ­все-таки многие актеры тщеславны, и это норма для профессии. Параллельно со съемками я работала в Киевском Сером театре чувственного психоанализа под руководством талантливого режиссера Винсента Меттеля и играла роли мечты, среди которых обольстительная Кэтрин в «Основном инстинкте» и сумасбродная кэрролловская Алиса.

И, наконец, я оказалась снова в любимой Евпатории, где второй год служу в Крымском государственном театре юного зрителя.

— Какое место занимает театр в вашей жизни?

— Наверное, у меня будет самый банальный ответ: театр — это и есть моя жизнь. Большое счастье найти работу по душе, но к театру сложно применить слово «работа». Если вы туда идете, как на работу, значит, либо это не ваш театр, либо не ваша профессия. Правильно, когда театр становится местом силы, местом наполняющим и вдохновляющим. Мне повезло с моим местом силы. Крымский государственный театр юного зрителя — колыбель творчества. Театр непрерывно развивается, экспериментирует, засасывает в творческую пучину с головой. И хотя наш ТЮЗ небольшой, но тем он и ценен: здесь нет случайных людей. Это семья, друзья, единомышленники. И таким театр стал во многом благодаря его директору Нине Петровне Пермяковой и художественному руководителю Андрею Олеговичу Пермякову. Не могу не поделиться, что, кроме творчесой реализации, здесь я встретила любимого человека. Поэтому наш ТЮЗ — даже не второй, а мой первый дом.

— А какова, на ваш взгляд, грань между театром и жизнью?

— Конечно, в нашей актерской среде театр и жизнь сплетаются воедино. Иногда только что закончившийся спектакль продолжается и дома — в обсуждениях, творческих экспериментах, мыслях и предложениях. Бывают и жаркие баталии, но поумерив пыл, я принимаю иную точку зрения, и от этого роль становится многограннее. Даже ночью, во сне, очень часто я продолжаю жить на сцене. Ведь буквально пару часов назад ты эмоционально «горел» на этой самой сцене, и остановить процесс сложно, как движущийся на всех парах поезд. История как бы продолжается во сне, иногда принимая неожиданный поворот. Если вовремя проснуться, можно запомнить часть сна и найти новые краски для своих героев. Хорошо, когда это была комедия, ­что-то легкое и веселое. Но когда драма… Например, спектакль «А зори здесь тихие» режиссера Нины Пермяковой. Спектакль очень честный и настоящий, и в нем я играю командира отделения Риту Осянину, героиню, потерявшую любимого мужа во время вой­ны и надеющуюся во что бы то ни стало вернуться живой ради маленького сынишки, но трагически погибающую в конце. И вот когда такая история не отпускает тебя во сне, — это морально тяжело, будто ты до сих пор там, пытаешься выжить. Знаю, что многие актеры умеют ставить стену между театром и жизнью дома, но, к сожалению или к счастью, я пока не из их числа.

— Профессия актера требует полной самоотдачи, постоянного самосовершенствования и неподдельного интереса к человеку, внимания к мельчайшим подробностям жизни своего героя. Как вы готовитесь к роли, которую вам предстоит сыграть? Какие методы и подходы используете для создания уникального образа?

— О, рождение роли — это очень захватывающий внутренний процесс. Чаще всего при первом знакомстве с персонажем

внутренним зрением я уже ­что-то рисую, вижу ­какие-то отдельные черты. Но пока это лишь набросок, черно-­белый эскиз. И вот я начинаю буквально насыщать его разными красками, добавляя по капле и разбираясь, что же это за человек такой, — мой герой: чего он хочет всей душой и что для этого делает, что ему мешает, а что написано между строк. Сначала это работа ума, разбор буквально с карандашом в руке. Но чтобы сделать персонажа близким и понятным окончательно, как будто это реально знакомый человек, на помощь приходит работа души и сердца. Пытаясь понять, почему же герой так поступает и что чувствует, я ищу в своих воспоминаниях созвучные ситуации, вызвавшие похожие эмоции. Процесс часто болезненный, ведь многое из прошлого мы пытаемся забыть. Но в итоге происходит желанное эмоциональное слияние с персонажем.

На самом деле, актерских систем и школ очень много, часть из них я хорошо знаю, так как преподавала студентам на курсах театра, кино и телевидения, но смысл один: ты должен так сыграть роль, чтобы тебе поверили, а уж как ты к этому придешь — неважно.

— Сколько ролей в театре и кино вы уже исполнили? Какие роли, сыгранные в театре, вам особо дороги?

— Сейчас их более пятидесяти — примерно поровну между кино и театром. Не знаю, много это или мало, ведь никаких критериев, кроме достойного создания и проживания своих персонажей, нет. Глядя на великих актеров всех времен, я понимаю, что иногда лишь одной ролью можно влюбить в себя весь мир, как, например, мои любимые Орсон Уэллс в «Гражданине Кейне» или Элизабет Тейлор в «Клеопатре».

Я ценю каждую роль, ведь она учит, развивает, открывает во мне самой ­что-то новое. И будь это главная роль Елены Ивановны Поповой в чеховском «Медведе» (спектакль «Рецепт любви», режиссер Нина Пермякова) или роль второго плана, как Луиза в «Маленьких трагедиях» по Пушкину (режиссер Андрей Пермяков), я всегда стараюсь быть честной. А как иначе? Зачем тогда идти в эту профессию? Чтобы врать?

— Как и все в этом мире, театр развивается, приобретает новые формы, и все ради главного участника творчества — зрителя. Каков, на ваш взгляд, современный зритель? Какую роль он играет в театре?

— Наверное, еще в детстве, стоя на табуретке и читая стихи, я почувствовала этот приятнейший процесс взаимообмена энергией артиста и зрителя. Ты отдаешь себя, а зритель, переживая с тобой все происходящее, отдает свои эмоции. Получается, что ты будто обнуляешься, отдавая энергию свою, и после спектакля начинаешь жить заново, с энергией новой. Конечно, безумно приятно, когда в зале люди чувствующие, интеллектуальные, дышащие с артистами в унисон, но иногда бывает «сложный зритель», которого увлечь происходящим непросто. Выход только один — быть честной, отдавать душу без остатка — тогда, видя эту правду, и такие зрители отрываются от смартфонов.

— Когда наблюдаешь за вашей игрой, чувствуется мощная энергетика. Как вы восполняете свою энергию?

— Спасибо за такие приятные слова. На мой взгляд, мощная энергетика — это не что иное, как природная харизма плюс уровень отдачи на сцене. Харизма — это от природы, либо есть либо нет. Простой пример: выходят десять артистов на сцену, а смотришь только на одного. Что это за магия? Это ­что-то от рождения, такая вот магия личной притягательности. А что касается отдачи на сцене — это уже на совести актера, может он позволить себе «халтурить» или нет. Конечно, актеры, даже самые хорошие, не роботы. И бывает, что сегодня ты устал, болеешь или внутренне пуст, — это жизнь. Поэтому так важно отдыхать, давать разгрузку голове и сердцу. Для меня это музыка, теплое одеяло и горячий чай. Но самое главное — близкие рядом: мама, мой любимый мужчина и домашний зоопарк с четырьмя собаками и тремя котами. Скучать не приходится!

Беседовала Виктория ТЮРИНА.

Фото Надежды Бондарчук и из личного архива Вильгельмины Меттель.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 6(19607) от 16.02.2024 г.






Актуальные новости


Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.

Будем платить меньше?

C 1 января 2018 года для населения Республики Крым при расчете оплаты за электрическую энергию будет применяться социальная норма. Назначать ее будут по месту регистрации граждан, а размер напрямую будет зависеть от числа зарегистрированных в...







Рубрики новостей