Евпаторийская здравница :: Новости » Культура » Между морем и сушей

http://e-zdravnitsa.ru/index.php?area=1&p=news&newsid=29553


Между морем и сушей

В Крымском ТЮЗе, в галерее актуального искусства «Ха-­Ра-­Шо!», открылась персональная выставка заслуженного художника Крыма, художника-постановщика  театра Димитрия Николаева. То, что маэстро творит как сценограф, достойно отдельного разговора, и к нему мы, даст Бог, обязательно вернемся. Как ни странно, но свои живописные экзерсисы, что по степени художественной свежести и новизны едва не превосходят театральные, художник без лишнего кокетства считает развлечением. Впрочем, какая разница, если развлечение это неизбежно оборачивается праздником цвета!

До свидания, мальчики…

Написавший повесть «До свидания, мальчики» о трех юношах из одного города Борис Балтер не просто воспел Евпаторию (правда, так ни разу и не назвав город детства и юности, что называется, по имени). Писатель образно выразил дух места, где есть неповторимые Черное море, золотой песок, ясное синее небо, целебные лиманы с удивительной солью. Дух курортного городка, некогда всесоюзной детской здравницы, страны детства или, по словам поэта Николая Столицына, республики чудес. А если уйти от географических и юридических терминов, то через евпаторийский топос, или, проще говоря, место действия, с его неповторимыми, в том числе природными, декорациями Балтер выразил мир. Мир молодости, что однажды поселилась на песчаных берегах вечного моря. Молодости, настолько укоренившейся в этом приморском пейзаже, что вслед за Сергеем Чиграковым впору и ее саму назвать вечной.

Добрая половина работ, составивших экспозицию Николаева, — колористически насыщенные полотна, изображающие детей и море. В них угадываются и балтеровские мальчики, и созданный скульптором Алексеем Шмаковым мальчик, оседлавший дельфина, что уже полвека встречает тех, кто въезжает в Евпаторию, и вылепленный тем же Шмаковым мальчик с гирей, установленный напротив здания биоклиматической станции. Все они суть неизбывная молодость, что, невзирая на смену поколений, кипит на здешних золотых песчаных берегах.

— Вообще, крымчане воспринимают море не как часть пейзажа или природы: это достаточно одушевленная вещь, которая живет рядом с нами и с которой мы живем эмоционально-­психологическим симбиозом, — говорит художник. — Через шторм или через штиль мы воспринимаем его как живой организм. И многие, кто уезжает из Крыма, обнаруживают, что не могут жить без моря, поскольку оказываются лишены взаимодействия с природным элементом. Поэтому море традиционно для крымских художников остается ­чем-то неотъемлемым. Родился возле моря — и оно постоянно здесь, как и его запах, свежесть. Даже когда ты его не видишь, ты его чувствуешь через туман, брызги, водоросли, запах йода, брома. А живущие возле моря дети, подростки, они вырастают, но на их место приходят другие. Они всегда приблизительно одного возраста и, главное, никогда не заканчиваются (и дай Бог, чтобы они не заканчивались никогда!). Это те, кто с утра до вечера купается, мерзнет, загорает на солнце и так далее. Мы в детстве ловили крабов, сейчас тоже ­что-то ловят. И там, между морем и сушей, на берегу, начинаются первые любови, дружба, взрослая жизнь.

Язык камней

Другая часть экспозиции — серии работ, посвященные идеям. Разным. Для их выражения автор использует камни. Материал, символизм которого необычайно богат: тут тебе и время, и воля, и мощь, и ветхость, и жизнь, и смерть, наконец. Камни, которые время разбрасывать и время собирать. Нелишне напомнить, что в древние времена камни служили для обозначения священных мест, границ, а в качестве надгробных памятников напоминали о вечной жизни. Неотъемлемой частью культов многих народов был каменный жертвенник или алтарь.

Как известно, культ камня был распространен также у всех семитских народов: каменные скрижали Моисея, камень

Иакова («Это есть камень, из которого вырос мир…»). Камень кладется в основание Сионского храма. Особенно замечателен символ жертвенника как камня, символически связующего Ветхий Завет с Новым.

Эзотерический смысл символа камня ясно раскрывается Христом в притче о доме, построенном на песке и разрушенном бурей, и доме, построенном на камне, не боящемся ненастья. «Дом, построенный на камне», — символ абсолютной устойчивости, твердости, надежности.

Посреди работ, где серость тусклых камней венчают густые яркие цвета, обращает на себя внимание картина, изображающая море валунов под щемяще пасмурным небом. Это полотно выглядит предостережением художника от нависшей над человечеством Дамокловым мечом угрозы: грядущей окаменелости человеческой цивилизации.

— Тенденции развития цивилизации таковы, что технологии все чаще подменяют личностные человеческие отношения, — говорит художник. — На этом фоне исчезает наша личная заинтересованность, что ли: мы перестаем думать, потому что у нас есть массив данных, которые можно за секунду вытащить из интернета, мы перестаем считать, потому что у нас есть калькулятор, вычислительные машины. И наш мозг превращается в достаточно ленивый инструмент, который со временем может превратиться в набор таких вот камней, не обладающих ни индивидуализмом, ни творческим началом. Тем временем рискует прекратиться и живое общение между людьми, в силу отсутствия необходимости этой взаимосвязи.

Поиск смысла

Открывая выставку, куратор галереи «Ха-­Ра-­Шо!», худрук Крымского ТЮЗа Андрей Пермяков напомнил, что Димитрий Иванович сочетает в себе безграничный талант, харизму, интеллект, образованность, энциклопедические знания.

— Притом это скромный, тихий, спокойный, философски относящийся абсолютно ко всему и произносящий потрясающие тосты человек, — отметил он. — Я не могу назвать его евпаторийским художником, хотя он евпаториец. Масштаб его творчества давно шагнул далеко за рамки Крыма. Он талантлив, непредсказуем, провокативен, насколько ему позволяет вкус. На этой выставке мы видим срез, который можно было выставить в стенах детского театра. Творчество Николаева — еще шире и глубже.

Андрей Пермяков подчеркнул, что, несмотря на творческую плодовитость, художник выставляется крайне редко.

— С 2007 года существует галерея, и это первая его персональная выставка в «Ха-­Ра-­Шо!», — уточнил куратор. — Да, он участвовал в групповых выставках. Сегодня Дима помогает в развеске работ выставляющихся у нас коллег.

С открытием первой экспозиции в стенах фактически родного ТЮЗа художника поздравила и глава Евпатории Эммилия Леонова. Глава муниципалитета пожелала мастеру неутомимого развития таланта, вдохновения и большого признания.

Приветствуя первых посетителей экспозиции, Димитрий Николаев поблагодарил их за проявленное к выставке внимание.

— Мы переживаем сейчас достаточно сложный период в искусстве, когда прошлые цели, задачи и ценности утрачивают смысл, — напомнил он. — Такое расползающееся одеяло искусства сегодня ощущается сильно. И где найти смысл для будущего в искусстве, в том числе и живописи, — это очень большой вопрос. Художник похож на самурая: у него нет цели, у него есть путь — бесконечные цели. Этот поиск смысла в искусстве сейчас неимоверно важен для творческих людей, и найти его без зрителей невозможно. Зрители в этом процессе являются соавторами поиска, пути для будущего искусства.

Выставка Димитрия Николаева продлится до 9 февраля. Вход в галерею «Ха-­Ра-­Шо!» свободный.

Олег СЕРГЕЕВ.

Фото пресс-­службы Крымского ТЮЗа и автора.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 4(19605) от 2.02.2024 г.