Вопль безмолвной страсти

Ушел театральный режиссер и хореограф Олег Кушлю (1972–2023). Человек, внесший немалый вклад в славную историю детского театрального центра «Золотой ключик», ставшего предвестником Крымского государственного ТЮЗа.

Создаваемый им театр завораживал. Потому что сам он прежде всего верил в то, что творит. Верил — и как при этом святом для каждого театрала слове не вспомнить великого Станиславского! Верил, как в чудо. Как ­когда-то в него самого поверил выдающийся тезка, чье имя теперь носит Крымский ТЮЗ, на подмостках которого в конце прошлого и начале нынешнего века Кушлю создал свой незабываемый яркий художественный мир. Уже тогда это был легендарный «Золотой ключик», который Олег Пермяков основал в 1987 году вместе со своей супругой Ниной Пермяковой, нынешним директором ТЮЗа. Туда 21летним на заре 90х пришел Кушлю.

— И меня, пацана, вызвал Олег Анатольевич и сказал: «С 1991 года не проводился фестиваль «Земля. Театр. Дети», — рассказывал Олег Борисович. — И если не сделаем его сейчас, мы его потеряем навсегда».

Т­ут-то и явил он чуткому на таланты Пермякову всю свою профессиональную дерзость и мощь. Надо ли уточнять, что фестиваль прошел на ура, а «пацан» затем много лет подряд оставался его режиссером-­постановщиком.

Совсем скоро, в 1996м, за спектакль «Бременские музыканты» Олег Борисович и работавший с ним творческий коллектив получили премию имени Семена Дувана. Между прочим, в тот год премию вручали впервые и ее лауреатами стали создатели еще двух спектаклей «Золотого ключика», что свидетельствовало лишь о традиционной для этого театра плотной концентрации талантов. Удивительно, но в отличие от иных представителей театрального цеха Олег охотно делил лавры с коллективом. И если не отказывал себе в удовольствии тянуть одеяло на себя, то исключительно тогда, когда этим одеялом были режиссерские решения. Поэтому, вспоминая о премии, подчеркивал: «Ее вручили моему творческому коллективу». И тут же продолжал:

— Но мне важно другое: очень много моих учеников сейчас работают по профессии. И сегодня я уже творческий дедушка.

А затем, тихо улыбаясь, перечислял города и страны, в которых творят его творческие дети и внуки. Люди, которых он влюбил в театр, кто, поверив ему, поверил в себя и в чудо собственного таланта.

Поразительно, насколько разными были постановки Кушлю. «Бременские музыканты» не были похожи на «Шаги», а те, в свою очередь, на «Подвенечную фату Пьеретты». В последней же, между прочим, актеры «высказывались» исключительно пластическими средствами выражения. В точности с задумкой автора одноименной пьесы, австрийского драматурга Артура Шницлера.

Разумеется, в драме, героями которой тот сделал персонажей комедии дель арте, есть диалоги. Как, впрочем, есть и приписка, которая существенно усложняет задачу режиссеру и актерам: «При том, что в тексте сценария используется диалогизированная речь, само собой разумеется, что мы имеем в виду исключительно пантомимический способ выражения!» И если великий Мейерхольд (кстати, впервые на российской сцене) воплотил этот замысел со взрослыми актерами, то Кушлю, хореограф по первому образованию, сознательно усложнил себе задачу, работая с детьми. Но те верили ему — и играли так, что зрители вжимались в кресла, ошеломленные доносившимся со сцены воплем безмолвной страсти.

В начале 2000х Кушлю создал по-своему уникальный для Крыма ансамбль греческого танца «Элефтерия». Уже через полгода работы, как вспоминал он, в репертуаре коллектива было 18 греческих народных танцев, а спустя полтора года тот получил звание «народный».

— Я в этой жизни не понимаю двух вещей: как можно родить образ и его нарисовать и как родить музыку и ее записать, — признавался Олег. — И считаю, что каждый должен есть свой хлеб. Лучше делать одно дело, но хорошо, чем пять одновременно, но плохо. Я могу сказать: театр — это мое. Я не хочу другим заниматься.

Последним местом работы Кушлю был родной для него Крымский ТЮЗ. Там, будучи руководителем продакшн-­студии, он создавал видео как о событиях в жизни театра, так и для этих самых событий, в том числе спектаклей. И, как справедливо признавали коллеги, видео эти всегда были на высшем уровне.

Алексей ВАКУЛЕНКО.

Фото Надежды БОНДАРЧУК.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 42(19592) от 27.10.2023 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей