«Нужно дарить свою любовь!»

Восьмого сентября в стенах Евпаторийского отделения Крымской государственной филармонии запланирован творческий вечер заслуженных артистов Елизаветы ЗАДЕВАЛОВОЙ и Александра ФАСТОВА, хорошо известных зрителю как участники дуэта «Лиза и Александр». В преддверии долгожданного для евпаторийцев и гостей города концерта артисты рассказали в интервью «ЕЗ», за что благодарны Евпатории, какие просветительские проекты на протяжении многих лет реализуют на сцене театра имени Пушкина и почему у них нет конкурентов.

«Надо взрослеть»

— Свой дуэт вы назвали «Лиза и Александр». Но, казалось бы, рядом с «Лизой» просится «Саша». А с некоторых пор вы вовсе отказались от этого наименования и выступаете каждый под своим полным именем.

Александр Фастов: Я не хотел быть Сашей, потому что тогда уже был известен кутюрье Слава Зайцев, Царствие ему Небесное. А я все смотрел и думал: взрослый мужчина, ну какой Слава? Вячеслав Михайлович. И я буду Сашей? В конце концов, мне будет сорок, потом пятьдесят лет — и я буду «Саша»?..

Елизавета Задевалова: Название пришло как ассоциация с фильмом Ингмара Бергмана «Фанни и Александр». А когда стали постарше, не только по возрасту, а по мозгам, по репертуару, стало понятно, что называться «Лиза и Александр» несколько несерьезно. Поэтому вернули себе фамилии. В немалой степени этому способствовала преподавательская работа в Крымском университете культуры, искусств и туризма. Туда мы пришли как «Лиза и Александр», но поняли, что студенты физически не могут обратиться к каждому из нас просто по имени. Мы долго привыкали к Елизавете Николаевне и Александру Леонидовичу. Когда привыкли, поняли: надо взрослеть.

— В 2012 году вы приняли у коллег эстафету в части ведения на базе Евпаторийского отделения Крымской государственной филармонии просветительского проекта «Уроки классики». После того, как Крым воссоединился с Россией, здесь вашим соавтором, как вы полушутя замечали, стал президент России, который по традиции присваивает наступающему году определенную тематическую направленность и соответствующую ей миссию.

Е. З.: Этот год — Год педагога и наставника. В силу определенных обстоятельств, и технических, и творческих, мы провели такой концерт только один раз, в апреле. Но обязательно повторим эту программу осенью. Он был посвящен педагогам и наставникам артистов Крымской государственной филармонии.

А. Ф.: Просто мало песен про наставников, на концертную программу не набрать. Как мало, впрочем, песен и про учителей.

Е. З.: В чем заключалась идея «Уроков классики»? Разговаривать со школьниками и студентами на взрослом языке на достаточно взрослые темы и со взрослым репертуаром. Да, исполнялись и детские песенки вроде «Люси», когда у нас был Год волонтера. Мы хотим показать детям, что музыка, искусство шире, глубже, чем то, к чему они привыкли в гаджетах. И уверяю, они очень хорошо воспринимают программу.

А. Ф.: Традиционно мы готовим две программы «Уроков классики» в год. На разные темы и с разным репертуаром. Одна, как правило, весенняя, посвящена году, объявленному президентом. А осенью мы придумывали ­что-то другое. Те же дети придут, не смотреть же им то же самое второй раз. Это весьма кропотливая работа, поскольку к этим урокам мы создаем видеоряд.

Е. З.: И если, например, это песня о волонтерах, мы должны ­что-то придумать. А для этого найти материал — музыкальный и визуальный. Поскольку мы музыканты, мы не можем выпустить картинку позже, чем стартовала первая доля. Это невозможно. И сдвигаешься по долям секунды, чтобы в этот момент на это слово попала та самая картинка.

— Как часто вы проводите такие удивительные «Уроки классики»?

А. Ф.: Как правило, весной и осенью. В каждом сезоне три дня на одной неделе и два-три на следующей. Из расчета две программы ежедневно.

— Еще один ваш просветительский проект — «Наш дом — Россия». В нем вы в том числе и на языке хорошо забытых песен рассказываете о географическом богатстве нашей необъятной страны.

Е. З.: Благодаря своему опыту, возрасту, может быть, мы с детства слышали массу песен. Наши коллеги — моложе нас, и многие песни, которые знаем мы, они не слышали. А когда слышат, удивляются: мол, какая красивая песня. Среди таких произведений, например, «Ну что тебе сказать про Сахалин?» или «Долго будет Карелия сниться…».

— К тому же вы, надо полагать, гастролировали по тем местам, о которых рассказываете.

Е. З.: Конечно!

А. Ф.: Мы, например, рассказываем об Оймяконе, самой холодной точке России, и для наглядности, описывая тамошние сугробы, говорим, что они выше, чем сцена, температура там под сорок градусов мороза, но дети при этом, идя по улице, спокойно едят мороженое!

Е. З.: Кроме того, что мы показываем это, а наши коллеги поют эти песни, мы рассказываем о том, как люди живут в разных регионах России. Показываем записи с выступлениями мастеров народного искусства.

«Ни с кем не соревнуемся»

— Вслед за лирическими героями одной из ваших песен, посвященных Евпатории, можете повторить: «Мы благодарны судьбе, подарившей нам этот рай»?

Е. З.: Да. Евпатория своим уютом и теплом помогла нам сформировать наши семейные отношения. Мы имели и имеем возможность творить так, как мы чувствуем. Это очень важно. Это свобода творчества в высоком смысле. И такую возможность нам дают и Евпатория, и Евпаторийское отделение Крымской государственной филармонии. Поэтому мы написали еще одну песню, в которой использовали слова Семена Дувана: «Вместе с вами я люблю Евпаторию…».

— То есть не только исполнили песню, но и выступили ее авторами.

Е. З.: Мы написали текст: «Есть у каждого свой дом, есть любовь к родному краю, где мы выросли, и знаем: он согреет нас теплом. И чем лучше будем мы, тем прекрасней будет город. Город солнца, он мне дорог, в нем сбываются мечты». И припев: «Вместе с вами я живу в Евпатории! Вместе с вами я горжусь Евпаторией! Вместе с вами я люблю Евпаторию! И прошу: люби меня, Евпатория!». Для нас Евпатория в прямом смысле слова судьбоносный город, который согрел нас своим теплом и по сей день дает возможность петь, творить, отдавать свое тепло, общаться с публикой посредством музыки…

— И продолжать уверенно держать некогда заданную вами высокую профессиональную планку.

Е. З.: Ее нужно всегда повышать, что мы и делаем постоянно. Это самое сложное. С каждым новым проектом и каждой новой песней нам нужно становиться выше и выше. Талантливых людей вокруг очень много. Но вопрос не в том, что ­кто-то наступает на пятки. Мы выбрали себе такой жанр, в котором у нас нет конкуренции. Мы ни с кем не соревнуемся. Мы соревнуемся сами с собой.

Достигая определенного профессионального уровня, артисты, музыканты наполняются эмоциями, впечатлениями, опытом. И, как я уже говорила в одном интервью, лопнуть можно, если ты ни с кем не поделишься этим. Я имею в виду не только публику. Тем, с кем рядом работаем, и как музыканты, и как режиссеры, мы стараемся отдать то, чем уже наполнены. Иначе нельзя. Нужно дарить свою любовь! Когда мы ведем концерт, мы влюблены в каждого участника программы, которого представляем, независимо от его опыта, возраста, званий. В тот момент он — наш любимец, и мы хотим, чтобы его полюбили так сильно, как только это возможно. Ты должен представить этого человека так, чтобы его воспринимали как звезду. Во всяком случае, такова наша профессиональная политика.

— Вы ­как-то признались, что обожаете и работать, и лентяйничать. Если с работой все более-­менее понятно, то как выглядит ваше идеальное лентяйничанье?

Е. З.: Я лентяйничаю, когда сижу у компьютера и копаюсь в минусовках или в музыке для кино. Предположим, для проекта нужна музыка, и ты начинаешь искать, видишь, что тут можешь скачать альбом, а тут песня классная, подойдет для Ани (артистки Евпаторийского отделения Крымской филармонии, заслуженной артистки Крыма Анны Ус. — Ред.), а эта для Вали (лауреата международных конкурсов, артистки Евпаторийского отделения Крымской филармонии Валентины Акуловой. — Ред.), а та — для Кати (лауреата международных конкурсов, артистки Евпаторийского отделения Крымской филармонии Екатерины Гриневич. — Ред.)! И я все тащу в норку, то есть сохраняю на накопитель. Для меня это сродни походу по магазинам.

А. Ф.: А я всегда говорил, что обожаю гастроли. Приехал в новый город, день походил, два — посмотрел, а потом у тебя из дел только концерт вечером. И ты можешь лежать и — тут очень важное словосочетание! — с чистой совестью ничего не делать. Потому что, когда ты дома ничего не делаешь, тяготит мысль о том, что надо тут ­что-то сделать, туда сходить и так далее.

— Программа «Между мною и тобою», которую вы собираетесь представить вниманию евпаторийцев и гостей города, какая она?

А. Ф.: Позитивная. Но, к сожалению, многие песни, которые хотелось бы исполнить, в нее не вой­дут, потому что никого не заставим сидеть два с половиной часа. Мы понимаем, что нам нужно сделать программу хронометражем полтора часа. Сколько раз мы хотели включить в программу песни Владимира Высоцкого (у нас в репертуаре три его произведения), но нельзя спеть, например, «Он не вернулся из боя», а следом — «От зари до зари, от темна до темна…». Это попросту испортит впечатление и от одной, и от другой песни.

Е. З.: Однако в этой программе будет блок песен из кино, блок романсов. В программе есть определенная драматургия. Это не то чтобы спектакль, но это цельная программа с определенным смыслом, отношением к публике, тем, что мы ей хотим рассказать.

— Месседжем.

Е. З.: Да. По-другому мы с Сашей не умеем. Иногда нас спрашивают: а что для вас важнее, музыка или стихи? Песня — это кусок жизни. Помните, как пел Валерий Леонтьев: «Три минуты… Три минуты… Это много или мало? Чтобы жизнь за три минуты пробежала! Пробежала… Три минуты! Три минуты… Это много? Или мало? Чтобы все сказать и все начать сначала…» Наше творческое кредо: сделать так, чтобы жизнь за три минуты пробежала, чтобы люди поняли ту или иную историю. И чтобы в новой песне эта история либо продолжилась, либо в ней началась ­какая-то другая история. Спеть — этого мало. Иметь голос и уметь петь — мало! Что, у Марка Бернеса (первый пример, который приходит на ум) был выдающийся голос? У нас же не зря в трудовых книжках написано: «артист-­вокалист».

Беседовал Олег СЕРГЕЕВ.

Фото из архива Елизаветы Задеваловой.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 34(19584) от 1.09.2023 г.






Актуальные новости


График плановых отключений на апрель 2024г.

ГУП РК «Крымэнерго» сообщает о том, что в связи с плановым ремонтом электрооборудования в апреле 2024г. в период с 8 до 17 часов будут происходить отключения линий электропередачи согласно нижеприведенному графику.

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...

График движения низкопольных автобусов

Компания «ЕвпаТранс» информирует о графике движения низкопольных автобусов, адаптированных для маломобильных групп населения на маршрутах №№ 17 и 8.







Рубрики новостей