Евпаторийская здравница :: Новости » Люди твои, Евпатория » Играющий с птицей

http://e-zdravnitsa.ru/index.php?area=1&p=news&newsid=28533


Играющий с птицей

На 72‑м году скончался художник Борис Фадеев.

На одной из работ, созданных в теперь уже далеком 2008‑м, маэстро изобразил странника, который играет с птицей. Различные элементы одеяния путника украшены колокольчиками. Одежду с колокольчиками носили древние иудейские первосвященники, колокольцы к одежде и обуви прикрепляли буддисты, славяне привязывали к детской люльке колокольчик, чтобы защитить малыша от дурного глаза, и просто дарили детям, веруя в то, что звенящая игрушка оградит ребенка от всякой пагубы. Не говоря уже о том, что во время эпидемии чумы несколько веков назад лекари советовали звенеть колокольчиками!

Каждое творение Фадеева было таким целительным колокольчиком, нежный звук которого изгонял, казалось, из мира искусства, зачумленного массовой художественной культурой, инфекцию пошлости. При этом сам он и был тем странником, неспешно играющим с Божьим миром, явленном в этом удивительном крылатом создании.

Уроженец Евпатории, второклассником будущий художник стал заниматься рисованием и лепкой в кружке при местном Доме пионеров. Вплоть до окончания школы участвовал в детских и юношеских городских и областных выставках. По окончании школы посещал евпаторийскую общегородскую студию рисунка и живописи, где среди преподавателей формирующегося мастера был художник Владимир Звягинцев. В это трудно поверить, но первую персональную выставку, которая экспонировалась в одном из симферопольских музеев, юный евпаториец провел, когда ему было всего 16 лет!

— После окончания средней школы я работал учеником у мастеров-­альфрейщиков, с которыми выполнял работы по отделке интерьеров и экстерьеров: декоративные росписи, отливку гипсового декора, барельефов и малых рельефных скульптур, — вспоминал Борис Иванович. — В это же время продолжал занятия живописью под руководством художника Виктора Сайко. Вместе с ним участвовал в выставках, посещал семинары художников Крыма и Украины в поселках Коктебеле, Соколином, где писал этюды.

Будучи призванным в Вооруженные силы СССР, талантливый евпаториец и в армии продолжил заниматься рисунком и живописью. За годы армейской службы в Венгрии он, в частности, создал барельефы к двум стелам с образами солдата, матроса и летчика.

— В 1972 году командованием воинской части была организована моя персональная выставка в клубе офицеров гарнизона, — рассказывал мастер. — Выставка заслужила положительные отзывы офицеров и гражданских лиц гарнизона. Летом 1973 года меня направили в венгерский город Сальнок на сдачу экзаменов для поступления в Военную академию художеств. Успешно сдал первый экзамен, однако разнарядка для поступающих пришла в академию только на офицерский состав.

После демобилизации Фадеев поступил в Харьковский художественно-­промышленный институт, параллельно с учебой в котором изучал геммологию и ювелирное дело и небезуспешно участвовал в совместных с киевскими художниками-­монументалистами выставках.

По окончании института уехал в Москву, где, работая в мастерской заслуженного художника РСФСР Владислава Исааковича Ратнера, изучал иконопись. Однако вскоре вернулся в Евпаторию, где трудился художником-­оформителем, создавая монументальные работы: мозаики, рельефы, горельефы, сграффито, скульптуры, росписи. При этом художник регулярно участвовал в выставках.

В 2003 году к 2500‑летию Евпатории выполнил декоративные скульптуры «Корова» и «Повар», которые украсили городское пространство. В 2006–2008 годах Фадеев писал иконы для православного храма в селе Уютном Сакского района («Троица», «Святой Артемий», «Святая Людмила», «Сергий Радонежский», «Николай Чудотворец», «Иоанн Креститель»). В апреле 2007 года в Лондоне состоялась персональная выставка художника, организованная московским предприятием «Салон Рус».

Излишне говорить, что нам посчастливилось жить рядом с очень ярким талантом. Человеком, который свое кредо определял словами Джона Голсуорси: «Счастье можно обрести единственным способом: делать счастливыми других». Для самого художника счастьем была свобода, ведомая лишь птицам да таким, как сам он, творцам. И каждым своим творением Борис Фадеев дарил зрителю эту свободу.

Мастер был убежден, что люди, которые могут слышать птиц, находятся «совершенно в другом измерении».

— А хотелось бы, чтобы все слышали свободное пение птиц, — признавался он с исповедальной светлой грустью.

Олег СЕРГЕЕВ.

Фото с сайта artlib.ru.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 28(19578) от 21.07.2023 г.