Евпаторийская здравница :: Новости » Страницы истории » Пионер озеленения Евпатории

http://e-zdravnitsa.ru/index.php?area=1&p=news&newsid=27388


Пионер озеленения Евпатории

В пятницу, 23 декабря, в центральной городской библиотеке имени Пушкина состоялся круглый стол, посвященный 200‑летию со дня рождения евпаторийского караима, общественного деятеля, благотворителя Садука Шакая. Его вклад в развитие благоустройства нашего города-­курорта стал поистине великим — подтверждением тому служили доклады историков-­краеведов, поделившихся с гостями мероприятия эксклюзивной информацией.

Человек жив, пока жива память о нем

Конференция была проведена по инициативе и совместно с национально-­культурной автономией караимов Евпатории «Кардашлар», управлением культуры и межнациональных отношений администрации Евпатории и центральной библиотекой имени Пушкина.

Открыл круглый стол председатель правления национально-­культурной автономии караимов Дмитрий Габай.

«Многие караимы были причастны к развитию нашего города, — отметил он. — Знакомясь с архивными документами, я часто вспоминаю слова Лермонтова: «Да, были люди в наше время…». Для того, чтобы была жива память о традициях и щедрых людях, наше поколение обязано сохранить как можно больше того, что нам оставлено, и исполнить все то, что было завещано».

Ежегодно 14 апреля община чтит память караимов, внесших значимый вклад в развитие Евпатории. В эти дни вспоминают таких благотворителей, как Венеамин Тонгур — основатель аграрного училища, чета Гелиловичей — создатели первого в России бесплатного санатория для малоимущих семей, Соломон Коген, благодаря которому в Евпатории появилось мужское ремесленное училище, а также врач Самуил Черкес, завещавший свой дом на улице Гагарина под музей медицины. И, конечно, вспоминают Садука Шакая, благодаря усилиям которого наш город превратился в тенистый курорт. Именно он был первопроходцем озеленения в Евпатории: в конце XIX века он по собственной инициативе, своими силами и средствами создал в городе настоящий тенистый красивый сад. Позже он подарил году свое детище, тем самым совершив гражданский подвиг.

В 2010 году караимская община установила памятный знак Садуку Шакаю в сквере имени Ленина. Каждый год караимы приносят цветы к памятным местам, чтут память значимых для города людей и обязательно передают традиции детям, рассказывают им, что жизнь нужно проживать с пользой для общества, как это делали их предки.

Главный библиограф центральной городской библиотеки имени Пушкина Янина Грошева также поделилась историческими данными о Шакае. Материалы были представлены в формате видеопрезентации и информационного стенда.

Затем с докладом выступила историк-­краевед Надежда Павленкова. Она отметила, что о Шакае было известно мало, так как он был очень скромным человеком. По этой причине историкам пришлось буквально по крупицам находить материалы о нем в старых путеводителях по Евпатории. «Отправной точкой для написания нашей с Иулией Батозской статьи послужила фраза, которую она нашла в Новороссийском календаре за 1847 год: «Занимая второстепенное место в числе лучших крымских городов, Евпатория не лишена деятельности, виновниками которой, по справедливости, нужно признать караимов, сообщающих городу ­какую-то жизненную силу», — цитирует Павленкова. — Именно эта фраза подстегнула нас к кропотливому поиску информации о начале озеленения города. Очень хорошо, что сейчас возрождается имя Садука Ильича Шакая, которого во всех путеводителях называли пионером озеленения Евпатории».

Историк привела воспоминания гостей города от 1883 года, свидетельствующие о том, как выглядела Евпатория до создания Шакаевского сада: «Бульвар на берегу моря — единственное место гуляния для всех евпаторийских жителей. Днем здесь очень жарко. Белые акации еще молоды и тени дают мало. Пыль в городе страшная. А когда перед вечером поливают бульвар и главную улицу от клуба до пристани, то так усердно, что образуется грязь и лужи. Приходится надевать калоши и возвращаться с сырыми ботинками». Еще одно воспоминание очевидца прошлых лет: «Что касается растительности Евпатории, то она чрезвычайно бедна. Здесь нет не только ни одного фруктового садика, которыми так изобилуют другие города Крыма, но даже не существует настоящей аллеи, правильно заставленной тенью деревьев. И причиной тому служит приморский грунт, земля которого есть не что иное, как разносимый морской песок».

К слову, именно Шакай доказал, что в нашем грунте могут расти растения, и научился их правильно сажать, тем самым создав посреди песков и степи зеленый оазис протяженностью четыре гектара. Также он обеспечивал и оплачивал уход за всеми зелеными насаждениями, их полив. Все время в городском Шакаевском саду играл оркестр, а также устраивались гуляния со сладостями и чаем для детей из малоимущих семей и детей-­сирот.

Теперь гости и жители города, прогуливаясь аллеями парка санаториев «Приморский» и Министерства обороны, Ленинского скверика, даже не задумываются о том, что именно здесь ранее располагался первый общественный парк в Евпатории. А имя создателя его — Садука Шакая — не должно быть забыто.

Историческая справедливость

Руководитель Караимской религиозной общины Симферополя Вячеслав Ельяшевич выступил с докладом об архивных сведениях биографии Шакая.

«Биографических сведений об этом человеке сохранилось немного. В связи с этим большое значение имеют документы, обнаруженные мной в Государственном архиве Республики Крым, касающиеся его жизни и завещания, — рассказал докладчик из Симферополя. — Кроме того, некоторые сведения биографического характера можно почерпнуть из периодической печати конца XIX века. Стоит отдать должное караиму из Москвы Павлу Иванову, который оцифровал всю крымскую периодику, систематизировал ее и снабдил источниками, то есть проделал колоссальную работу».

В ходе конференции Ельяшевич зачитал несколько писем к Духовному Управлению караимов, написанных Шакаем при жизни, в которых разнятся архивные данные относительно его даты рождения: в одном письме указан 1825 год, а в другом — 1826‑й. Исследователь допустил, что в дальнейшем, в связи с вновь открывшимися данными, дата рождения Садука Шакая может быть пересмотрена. Также в письмах содержалось завещание купца. Так, часть имущества, доход от которого в дальнейшем должно было раздавать бедным девушкам караимского происхождения, он завещал душеприказчикам. Часть дохода от пользования имуществом под названием «Иерусалимская помощь» Шакай завещал отсылать в Иерусалим для раздачи бедным караимам. Не забыл он и о нуждах евпаторийского караимского духовного училища. Примечательно, что своего усыновленного племянника он лишил ­какого-либо имущества. В завершение он попросил похоронить себя в городском Шакаевском саду и над могилой поставить памятник с оградкой стоимостью 1500 руб­лей. К сожалению, эта его воля не была исполнена душеприказчиками: могила так и стояла без памятника. Лишь по прошествии времени потомки, по заключенному Шакаем при жизни договору с Государственной Думой, ­все-таки выполнили пункт завещания. В итоге постамент простоял в парке около полувека: после освобождения Евпатории от немецко-­фашистских захватчиков его демонтировали. Долгое время считалось, что монумента больше не существует, однако спустя 70 лет караимы обнаружили его верхнюю часть на одном из секторов городского кладбища Евпатории.

После презентации историка-­краеведа Владимира Заскоки об архитектурном облике Евпатории спикеры отметили важность и справедливость возвращения исторического названия улице Шакаевской. До революции решением городской думы в честь Шакая была названа улица, которая проходила через сад. Однако после она была переименована в улицу Белинского. Возвращение прежнего названия позволит увековечить память о человеке, деятельность которого дала старт существованию Евпатории как курорта. Кроме того, участники круглого стола обсудили создание объединенного сборника сведений о биографических данных и о деятельности этого известного общественного деятеля.

Ветеран журналистики, эколог, краевед, педагог Андрей Бондарь, в свою очередь, рассказал об актуальности, принципах успеха и предложениях практиков по озеленению Евпатории, а также представил гостям коллекцию растений.

«Я не верю в то, что у нас сохранилось хотя бы одно дерево возрастом 150 лет, так как в степной зоне, к сожалению, больше 50–70 лет деревья не живут. Конечно, в общем правиле может быть несколько исключений, — начал свое выступление эколог. — Сейчас нашим деревьям около 60 лет, и они уже приходят в упадок. По самым грубым расчетам у нас максимально было 270 тысяч деревьев на 120 тысяч населения: это сопоставимо с количеством деревьев и кустарников Санкт-­Петербурга. Это огромное богатство, которое можно загубить, но потом почти невозможно будет восстановить. Не стоит забывать, что озеленение — это защитный периметр для Евпатории от пыльных бурь. Также не стоит забывать об уменьшающейся популяции птиц, ведь все в экосфере взаимосвязано».

Краевед подчеркнул важность создания в Евпатории эколого-­биологического центра для консультаций по научному подходу к городскому озеленению.

В завершение круглого стола с докладом о перспективах подготовки кадров по озеленению Крыма выступила преподаватель агроэкономических дисциплин Прибрежненского аграрного колледжа (филиала) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» Лилия Плаксина.

Елена ФИЛАТОВА.

Фото автора и evpatori.ru.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 51(19550) от 30.12.2022 г.