Сдержать слезы — невозможно…

Со дня окончания блокады Ленинграда прошло 76 лет. О страшных событиях вспоминают по сей день — и с особым уважением относятся к людям, пережившим это тяжелейшее, трагическое время. Своими воспоминаниями с «ЕЗ» поделилась участница блокады Ленинграда евпаторийка Елена Марухина.
 

Годы блокады глазами ребенка

Елене Марухиной было всего четыре года, когда началась блокада. Она воспитывалась в семье, где росло 11 детей, и была самой младшей из них. Сегодня женщина со слезами рассказывает о пережитом: воспоминания о страшных днях тяжелых грузом лежат на душе ветерана.

Мама Елены работала на заводе, а отец, вместе со старшими братьями и сестрами, ушел на передовую. Самая старшая сестра воевала на Ленинградском фронте. Младших, уходя на работу, мама запирала дома. Времена были опасные не только из-за фашистов: в борьбе за выживание люди воровали друг у друга еду, отнимали карточки на хлеб, а собак и кошек на улицах не было…

— Люди людей иногда ели! — ​вспоминает Елена Петровна.

Дома было дико холодно и голодно. Сил не было вообще — ​оставалось только лежать и ждать, когда мама вернется и принесет хоть что-нибудь поесть.

Самые тяжелые воспоминания того времени — ​осколочное ранение руки, полученное при одной из бомбежек, да постоянные поиски съестного.

— Помню, были в Ленинграде пищевые склады. Естественно, все припасы из них вывезли, но дети все равно ходили туда в поисках еды. Там когда-то хранился сахар в мешках, и часть его отчего-то рассыпалась, смешалась с землей. Вот эту смесь земли и сахара мы и ели. Потом еще собирали разные отходы на помойках: очистки от картофеля, крошки разные, подгнившие овощи… Приносили домой и ели, — ​рассказывает Елена Петровна.


Детдом подарил сытое детство

Так прошли страшные годы блокады. 27 января 1944 года по радио объявили об окончании осады Ленинграда, и постепенно в город стали съезжаться автомобили, груженные продуктами питания, люди потихоньку отстраивали дома, восстанавливали целые районы. Вскоре закончилась война, и Советский Союз праздновал Великую Победу.

К окончанию войны в семье Елены остались только мать и четыре дочери. Остальные погибли. Ленинградцы, измученные блокадой, часто болели. Длительное выживание в нечеловеческих условиях сказалось на их здоровье. Не выдержал и ослабший организм матери Елены Петровны: в 1947 году она заболела туберкулезом, и ее положили в специализированную больницу. Десятилетнюю Лену вместе с сестрой, которая была на два года старше нее, увезли в детский дом. Старшие из выживших сестер были уже взрослыми и вели самостоятельную жизнь.

— Многие сейчас говорят, мол, детдом — ​это ужас. Может быть, сейчас и так, но я его вспоминаю всегда с благодарностью. Для меня это, прежде всего, сытые годы. Мы всегда были накормлены, одеты, обуты, нам было тепло, о нас заботились, водили в кино, театр, возили в цирк… К тому же, все дети были хорошие. Ведь мы не были брошенными, мы просто были обычными детьми, потерявшими родителей во время войны, — ​делится воспоминаниями Елена Марухина.

Пока мама была жива и боролась с болезнью, девочкам иногда разрешали навестить ее.

— Как сейчас помню, как мама спускала нам по веревочке ватрушки. Есть их было на самом деле невозможно: в больнице для дезинфекции все было пропитано хлоркой, складывалось такое ощущение, что и ватрушки эти также насквозь хлоркой пропитаны — ​так они пахли. Но мама передавала гостинцы, а мы их ели. После блокады и не такое съешь, и нам даже вкусно было. Правда, теперь я творог не ем вообще — ​не могу, потому что сразу вспоминаю те ватрушки с хлоркой, — ​рассказывает Елена Петровна.

Через год мама умерла, так и не справившись с болезнью.

Елена Марухина со слезами вспоминает о похоронах матери и о возвращении в детский дом после этого. Ребята, которые уже знали, что такое потерять своих родных, поддержали сестер.

— Помню, возвращаюсь я, у нас как раз обед был… а на столе возле моего места стоят три тарелки, доверху наполненные горбушками хлеба. Это другие дети, знающие, что я очень люблю именно горбушки, решили хоть как-то поддержать меня. Способов у них было немного, вот они и придумали отдать мне все свои корочки, — ​вспоминает она.


Жизнь после

Пять лет Елена Петровна провела в детском доме, а затем начала работать на трикотажной фабрике. Одновременно с этим посещала вечернюю школу. В 1959 году вышла замуж за молодого лейтенанта, которому приходилось служить в разных точках. В 1967-м семья переехала в Евпаторию.

Елена Петровна окончила медицинское училище, стала медсестрой по массажу и инструктором ЛФК. Работала в санатории Министерства обороны, затем — ​в хозрасчетной поликлинике, в санатории «Юный ленинец». Работу свою она очень любила: женщине нравилось видеть результат, когда после массажа или занятий лечебной физкультурой людям становилось намного лучше. А пациенты отвечали взаимностью старательной медсестре, особенно дети — ​иначе как «мамочка Леночка» они ее между собой и не называли. В 70 лет Елена Петровна вышла на заслуженную пенсию.

Сегодня Елена Марухина — ​председатель евпаторийской секции блокадников.

На этой неделе она вернулась из Санкт-Петербурга, где прошли мероприятия, посвященные 76-летию снятия блокады Ленинграда. Женщина посетила тематический музей и концерт, организованный специально для блокадников. Концертная программа произвела на нее хорошее впечатление: выступления сопровождались яркими спецэффектами, которых раньше видеть не доводилось.

— Я езжу в Ленинград уже 20 лет, — ​рассказывает Елена Петровна. По старой памяти она до сих пор называет Санкт-Петербург Ленинградом.

Елена Марухина с благодарностью отзывается о главе Евпатории Олесе Харитоненко, отмечая ее помощь и содействие в организации поездки, а также внимательное отношение к ветеранам.


Мы должны помнить

Интервью далось Елене Марухиной непросто. Вспоминая пережитое, она не могла сдержать слез, и ей приходилось останавливаться, чтобы немного успокоиться. Спустя 76 лет она помнит о страшном времени. И все это время воспоминания тревожат ее душу…

Сейчас можно услышать мнение, что тема Победы избита и «измусолена». Мол, сколько можно жить прошлым — ​на дворе другое время, и даже страна другая. Но после общения с ветеранами приходит острое осознание того, насколько глупы и кощунственны эти мысли. Потому что о Победе — ​не может быть много. Это наша общая боль, помнить о которой обязан каждый человек.

Справка «ЕЗ»

Захват Ленинграда имел огромное политическое и стратегическое значение для командования германской армии. Поэтому уже 30 августа 1941 года были перерезаны все железнодорожные пути, соединяющие город на Неве с остальной территорией СССР. А к 8 сентября было полностью прекращено сухопутное сообщение. Именно этот день вошел в историю Великой Отечественной как дата начала блокады Ленинграда.

Подготовила Юлия БУРЦЕВА.

В публикации использованы материалы статьи «Ватрушки с хлоркой на гостинец» («ЕЗ» от 27.01.2016) .

Фото автора.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 4(19401) от 31.01.2020 г.






Актуальные новости


Арт-парк «Таврида» в Крыму открыт для всех желающих

Побывать в самом творческом месте страны — арт-кластере «Таврида» — можно уже сейчас. Арт-парк «Таврида» открывает свои двери 10 мая. Для того чтобы попасть на экскурсии по площадке и познакомиться со...

Внимание, ограничение водоснабжения

ЕФ ГУП РК «Вода Крыма» сообщает, что в связи с производством работ по замене аварийного участка магистрального водовода Ду 1000 мм, обеспечивающего водоснабжение г. Евпатории, с 6:00 18.05.2024 до 6:00 20.05.2024...

Батарейка, сдавайся!

Вы знаете, почему важно правильно утилизировать отработанные элементы питания? «ЕЗ» расскажет не только об этом.

Телефоны горячих линий Правительства Республики Крым по вопросам распространения, лечения и профилактики коронавирусной инфекции
К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ!

Редакция «ЕЗ» продолжает получать сообщения и звонки от евпаторийцев, которым отдельные особо предприимчивые «граждане» предлагают КУПИТЬ нашу газету за 5-10 рублей. 

Напоминаем, что «Евпаторийская...







Рубрики новостей