Евпаторийская здравница :: Новости » Культура » Камера. Мотор. Евпатория. » Крым. Скифы. Вечные ценности

http://e-zdravnitsa.ru/index.php?area=1&p=news&newsid=16424


Крым. Скифы. Вечные ценности

На минувших выходных в Евпатории состоялся предпремьерный показ художественного фильма российского режиссера Рустама Мосафира «Скиф». Евпаторийцы и гости города увидели ленту раньше всех: за пару дней до пресс-показа в кинотеатре «Октябрь» в Москве и за три дня до предпремьерного показа в кинотеатре «Колизей» в Кирове.

— Нам приятно, что первый показ проходит в Евпатории, где мы снимали основной — ​скифский — ​блок фильма, — ​признался, приветствуя зрителей, режиссер картины Рустам Мосафир. — ​С этим городом у нас связано много приятных эмоций. Это необычное кино, я думаю, вы такого не видели. Но надеюсь, герои вам понравятся. Мы хотели снять фильм о людях, об их отношениях и чувствах.

Впрочем, если бы не ставшие для создателей фильма локациями евпаторийские окрестности и не киноагентство «Евпатория», участвовавшее в создании ленты, — ​не видать евпаторийцам «Скифа» раньше московской и вятской публики. Но благодаря упорству директора «Евпатории» Александра Семенченко предпремьерный показ картины в нашем городе стал реальностью не только городской, но и общекрымской (ленту снимали исключительно на полуострове!). Этим объяснялось и присутствие в холле и зрительном зале гостей из Севастополя, других регионов нашей республики, представителей не только республиканских, но и федеральных СМИ.

С другой стороны, логично было прежде всего показать фильм именно в Евпатории. Ведь в массовых сценах «Скифа» снялись десятки евпаторийцев — ​не только актеров, но и благодарных почитателей кино, готовых пожертвовать временем ради важнейшего из искусств. Еще один аргумент в пользу нашего города: из 45 дней крымской экспедиции кинематографисты дольше всего, пожалуй, работали в окрестностях Евпатории. Да и технические возможности кинотеатра «Ракета», ко всему прочему, позволяют достойно представить картину…

— Очень приятно, что показ фильма в России начался с нашего любимого города, — ​отметила в комментарии журналистам глава Евпатории Олеся Харитоненко, побывавшая на показе. — ​И мы видели в кадрах евпаторийцев, и очень за них горды — ​как за самых маленьких, так и взрослых. Вообще проведение в городе предпремьерного показа дорогого стоит! Для меня, как женщины, в фильме крови многовато, иногда закрывала глаза, но в целом он понравился. Хорошо поставлено!

«Необычный взгляд на Крым»

Надо сказать, что выход «Скифа» несколько задержался: выпуск фильма в прокат ожидался еще осенью прошлого года. По словам Сергея Сельянова, продюсера ленты, руководителя кинокомпании «СТВ», продюсера большинства фильмов Алексея Балабанова, «Скиф» — ​это не исторический фильм в чистом виде, хотя его действие происходит около тысячи лет назад.

— Это фэнтези на основе нашего далекого прошлого, когда на смену язычеству начали приходить новые цивилизационные формы и между ними возникали серьезные столкновения, — ​пояснил он.

Режиссер фильма Рустам Мосафир свою работу называет экшн-драмой на фоне исторической фактуры.

— О скифах известно не так много, потому что у них не было письменности и язык не сохранился, — ​говорит он. — ​Не осталось ничего кроме курганов и отрывочных сведений в античных летописях. Эти сведения представляют собой большое поле для фантазии! Меня завораживают их жестокие обычаи. Вот у Мела Гибсона в «Апокалипсисе» индейцы невероятно жестоки, у них ужасные законы и жертвоприношения, но все равно мы смотрим картину о их жизни и не можем оторваться. Я очень надеюсь, что наше кино будет производить такое же впечатление. Мы старались сделать большой зрелищный фильм и тщательно работали над визуальным рядом: декорации, натурные съемки крымской природы, эксклюзивные костюмы Надежды Васильевой, постановка боев, а также интересная история и богатая эмоциональная составляющая.

Мосафир рассказал, что идея создания «Скифа» родилась из его любви к такому кино.

— Мне захотелось рассказать такую историю о таких героях в такой фактуре. Я давно думал это сделать и сделал вместе с моим продюсером Сергеем Сельяновым, — ​пояснил режиссер. — ​Мы долго думали, где бы нам снимать. У нас была задача сделать четыре разных мира: славян, берендеев, скифов и неких «пограничных народностей». После тщательного выбора натуры мы остановились на том, что будем снимать в Крыму, и все наши творческие, производственные потребности были в Крыму удовлетворены. Здесь есть все: от степи до леса. И, как мне кажется, нам удалось благодаря нашему оператору-постановщику Дмитрию Карначику создать очень необычный взгляд на Крым. Вроде бы, для крымчан узнаваемые места, но они очень атмосферны, аутентичны. Важно, чтобы в этом месте (где проходят съемки. — ​Ред.) была энергетика. В Крыму она была. И даже теперь, когда я вернулся сюда через год, она остается — ​для меня, по крайней мере…

По словам режиссера, съемочный процесс занял всего 45 дней.

— Это, кстати, не очень много для такой картины, даже мало, — ​признается Мосафир. — ​И я могу назвать подвигом всей съемочной группы, что нам это удалось. Сцены все сложные, есть скифский блок, самый сложный — ​блок берендеев. Поскольку картина костюмированная, много грима, сложного, хорошего, это создавало определенные трудности, потому что на грим уходило много времени — ​до 5—6 часов. А смена кинематографическая 12 часов. И чистого времени на съемку оставалось всего 6 часов, что очень мало, учитывая, что у нас было огромное количество экшн-сцен, боевых, снятых длинным кадром, когда сами актеры без всяких дублеров действуют. Это сложно: один раз кто-то ошибся — ​и заново нужно снимать.

Говоря о роли продюсера фильма Сергея Сельянова, Рустам Мосафир подчеркнул, что в процессе создания картины они с ним были «единым организмом».

— Очень важно понимать друг друга. И мы, как мне кажется, понимали, — ​считает он. — ​Для меня, как для режиссера, было важно, чтобы не было тирании, диктата, как это иногда бывает. И у меня была идея, что артисты должны быть не известные, не медийные. Надо было найти очень четких персонажей, которые не замылены, будут вкладываться в образ, смотреться и вспоминаться как очень индивидуальные и аутентичные. Сергей Михайлович думал так же, расхождений по героям у нас не было.

Боевая былина и «скиф номер один»

Съемки киноленты сначала проходили под Керчью на берегу Азовского моря в районе Генеральских пляжей, затем в окрестностях Евпатории и Ялты. Действие в фильме происходит в XI веке в русском Тмутараканском княжестве, земли которого находились на территории современных Таманского полуострова и восточного Крыма. Описывая сюжет, режиссер отметил, что два антагониста, язычник и последний из скифов, движутся к определенной цели.

— Уклад жизни скифов — ​это загадка, тайна, что в свою очередь всегда интересно, — ​говорит Мосафир. — ​В нашем фильме мы не говорим о скифской империи: мы говорим, что скифы вымерли, а это некоторые потомки скифской империи. Вообще с детства меня привлекал жанр такого рода… и давно хотелось попробовать себя в этом жанре. Я называю его древнерусским истерном, потому что у нас в фильме есть люди вне закона, есть некое пограничное состояние, фронтир некий, где живут эти последние скифы, то есть все элементы истерна (или вестерна). А наш фильм я называю боевой былиной. Мне важно то, что я хочу донести этим фильмом, потому что он о фундаментальных человеческих ценностях, несмотря на свой жанр и фэнтезийный остов. Он очень серьезный по своей сути, в игровой форме мы говорим о серьезных вещах.

Вместе с другими членами съемочной группы представить картину в Евпатории из столицы прилетел исполнитель одной из ролей фильма, считающийся легендой ММА, или так называемых боев без правил, Вячеслав Юровских, в бойцовских кругах известный как Али-Баба. В 2013 году Юровских стал известен за пределами исключительно спортивных кругов благодаря документальному фильму телепублициста Александра Связина «Легенда с улицы». В нем спортсмен предельно откровенно рассказал о поистине героическом преодолении испытаний, выпавших на его долю: он прошел путь от бомжа до чемпиона. Мечтавший с детства быть актером, в свои 46 он, наконец, реализовался в этом направлении. И надо сказать, благодаря не только колоритной внешности, подходящей для персонажа («скифа номер один», как он иронично себя называет), но и спортивным навыкам. На протяжении картины герою Вячеслава приходится немало драться. Примечательно, что роль в фильме ему предложили без кастинга. Сам он с присущей ему скромностью этот творческий успех склонен объяснять везением.

— Меня нашли в «ВКонтакте», сообщили, что готовы пригласить на небольшую роль, — ​рассказывает артист. — ​Я пришел на пробы, меня сфотографировали, загримировали. И костюмер должен был с меня снять мерки для того, чтобы шить костюм. А ему велели снимать мерки только с тех актеров, которые утверждены. Он удивился, но тут помощница режиссера заявила: «Он утвержден! Снимай». Позже я узнал, что в проект попал по протекции исполнителя главной роли (Лютобора. — ​Ред.) Алексея Фаддеева. Он увидел фильм «Ронин. История бездомного бойца» (одна из документальных лент о Вячеславе. — ​Ред.), и, когда они с Рустамом обсуждали, кто кого должен играть, он предложил: вот человек.

К радости местных спортсменов, Юровских не только почтил своим присутствием показ фильма, но и нашел время для открытой тренировки с бойцами евпаторийского клуба «Боевая Русь». Он продемонстрировал евпаторийцам некоторые приемы борьбы, поделился секретами успешной борьбы на ринге и провел два спарринга.

По словам артиста, тренировки для него — ​великолепный способ поддерживать форму. Тем более если они проводятся в таких «андеграундных» залах с их характерной спартанской обстановкой, как зал «Боевой Руси». Вячеслава порадовало, что занятия для ребят здесь проводят бесплатно, поскольку зачастую в крупных городах секции смешанных единоборств стоят больших денег и у него самого возможность заниматься в таких секциях есть не всегда.

Дополнительную привлекательность фильму придает и то, что одного из главных героев в нем играет актер Юрий Цурило, получивший широкую известность благодаря замечательно исполненной главной роли Юрия Кленского в гениальном без преувеличения фильме Алексея Германа «Хрусталев, машину!»

Оценивая прокатные перспективы «Скифа», бюджет которого составил 150 миллионов рублей, Рустам Мосафир заверил: если затраты на фильм отобьются, то он снимет еще что-то похожее.

Кстати

По словам создателя и руководителя клуба «Боевая Русь» Михаила Сидорова, мастер-класс от Вячеслава Юровских прошел на ура.

— Дай бог каждому в 46 лет иметь такую форму! Он профессионально борется, точно бьет, и как человек он очень светлый, — ​отметил Сидоров. Кроме того, он рассказал, что зал «Боевой Руси» как раз недавно был отремонтирован и обновлен.

— Развитие спортивного клуба — это мое хобби, и я рад, что люди сегодня стремятся заниматься спортом. Не у каждого при этом есть возможность платить тысячу, а то и две тысячи рублей в месяц. Поэтому занятия у нас бесплатны. Это подходит многим людям, которые испытывают финансовые трудности, но хотят тренироваться, — подчеркнул Михаил.

Фото Владислава СЕРГИЕНКО (РИА «Новости»).

Игорь ЛИТВИНЕНКО.

Фото со страницы Олеси ХАРИТОНЕНКО в соцсети «Фейсбук» и стоп-кадры из трейлера к фильму.

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №2(19298) от 19.01.2018 г.