Евпаторийская здравница :: Новости » Под острым углом » Вандализм и русское «авось»

http://e-zdravnitsa.ru/index.php?area=1&p=news&newsid=15497


Вандализм и русское «авось»

В последнее время в нашем городе как-то уж совсем разошлись вандалы: практически каждый вечер в курортной зоне что-то ломают. Чаще всего нападению подвергаются урны и скамейки, но на днях, как ни смешно это звучит, вандалы умудрились сломать даже антивандальный спортивный тренажер. И поймать пока никого не удалось. Собственно, проблема как раз в том, что никого и не ищут, в то время как ущерб, причиненный городу, растет с каждым днем. Так в чем же корень зла?

Недостаточный ущерб?

Вот уже в течение нескольких месяцев в Евпатории устанавливают новые деревянные урны и скамейки. Урны эти, надо заметить, практичны в использовании и весьма приятны на вид — ​эдакие деревянные ящички с круглым отверстием. Как сообщили в МБУ «Порядок», с апреля в Евпатории установили 99 квадратных деревянных урн стоимостью 2590 рублей за штуку. Также на улицах города появились 37 цилиндрических деревянных емкостей для мусора по цене 6344 рубля за штуку, и еще 18 таких же планируют поставить до конца июля. Как видите, обычная емкость для мусора — ​это не такое уж дешевое удовольствие, а вандалы их ломают. Планомерно. Каждый вечер. Штук по пять, по семь. Так почему их не ловят?

Как пояснили в полиции, вандализм является уголовно наказуемым деянием, следовательно, и ответственность за него предполагается уголовная. Вот только доказать, что совершенное преступление квалифицируется именно как вандализм, — ​довольно непросто. Порча урн, фонарей и скамеек в парке, согласно Уголовному кодексу РФ, может характеризоваться как вандализм, хулиганство или умышленная порча имущества. Все это — ​уголовные преступления, а разнятся они лишь мерой ответственности и, как это ни удивительно, мотивом, руководствуясь которым, преступник совершал свое черное дело. Если он делал это от безделья (просто чтобы нанести ущерб городу), шумел, сквернословил и нарушал общественный порядок — ​это хулиганство. Если же он портил имущество из каких-либо идеологических, политических либо религиозных соображений — ​это вандализм. То есть, чтобы доказать, что человек совершил хулиганство или акт вандализма, его нужно поймать и выяснить мотивы преступления. Пока этого не произойдет, действия неустановленного преступника можно расценивать лишь как умышленную порчу чужого имущества. За это, кстати, тоже предусмотрена уголовная ответственность.

Но наступает она лишь в случае, если ущерб, нанесенный имуществу, является значительным. А каков он, этот значительный ущерб? Данная величина каждый раз определяется индивидуально, исходя из материального положения пострадавшей стороны, но не может быть меньше 2500 рублей. То есть, чтобы можно было привлечь нарушителя к уголовной ответственности, он должен наломать имущества не менее чем на 2,5 тысячи.

Если речь идет об ущербе, причиненном городскому имуществу, то в этом случае цифры должны быть на несколько порядков выше. Потому как 2,5 тысячи — ​это мизерная сумма в масштабах бюджета целого города. Но коль ущерб, нанесенный имуществу, все же будет признан значительным, то даже если преступника не поймают с поличным, мы будем иметь налицо факт уголовного преступления — ​умышленной порчи имущества. Сотрудники полиции будут обязаны возбудить уголовное дело, разыскать и наказать вредителя.

Если же стоимость порушенного и поломанного меньше, в дело вступает вроде как административный кодекс, так как имуществу нанесен незначительный ущерб. Таких правонарушителей можно привлечь к ответственности, но желательно «поймав за руку». Или же представив доказательства (фото или видео, снятые камерами видеонаблюдения или хотя бы на телефон), где будет видно, что именно эти люди разрушали городское имущество. Но и тут есть свои подводные камни: по факту любого правонарушения правоохранители обязаны открыть хотя бы административное производство, которое также необходимо отрабатывать. Так что преступников поймают. И впаяют по полной. А поймать таких вот вредителей, надо заметить, не так уж и сложно при должной помощи местного населения и стремлении полиции заниматься этой проблемой.

Так или иначе, но на деле ущерб, причиняемый вандалами (для простоты изложения будем далее в тексте называть этих варваров именно так) городу, никак не дотягивает до «значительного», и полиция постоянно отказывает в возбуждении уголовного дела «в связи с отсутствием состава преступления». А работники МБУ «Порядок» вынуждены ежедневно восстанавливать испорченное имущество: прикручивать сорванные крышки, укреплять стойки, латать дыры.

Можно, конечно, собрать информацию за месяц и «оптом» подать заявление в полицию: мол, разломали за месяц столько-то урн, разбили столько-то фонарей и выломали столько-то скамеек, да только его никто не примет. Где гарантия, что все это натворил один и тот же человек или хотя бы одна и та же группа людей? Ведь наказывать граждан так же «оптом», прихватывая не только ими содеянные преступления, но и все аналогичные, совершенные за ближайший период времени, — ​как-то не комильфо. Хотя, может, и стоило бы поступать именно так — ​чтоб неповадно было. Допустим, сломаешь лавочку — ​заметят, поймают и еще с десяток разбитых урн и фонарей с соседней улицы добавят до кучи, чтобы было за что судить. Ведь на самом деле суть не в том, кто, чего и сколько сломал, а в том, что люди идут на это от нечего делать, от злости и отсутствия воспитания. А в таком случае уничтожение одной урны — ​это такое же страшное преступление, как если бы их уничтожили десяток. Нравственности чужды цифры. Так что же делать?

Методы борьбы

Одним из способов борьбы с вандализмом и хулиганством может стать постоянное патрулирование улиц. Как сообщает отдел МВД России по Евпатории, в городе ежедневно дежурят порядка 18 патрулей полиции, плюс — ​патрули бойцов Росгвардии. И основная их масса обходит курортную зону. Именно они и задерживают граждан за курение или распитие алкогольной продукции в неположенных местах, а также за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, за хулиганство и прочее, о чем «ЕЗ» еженедельно сообщает в сводке происшествий за неделю. Но, как видим, этого мало. Несмотря на работу правоохранителей, городское имущество продолжают планомерно крушить, а наказать никого пока не удалось.

В службу «Дежурный по городу» каждый день поступают звонки с информацией, мол, здесь сломано это, а там разрушено то. Куда вы, спрашивают горожане, смотрите? Вопрос интересный, но риторический. Понятно, что возле каждой урны и скамейки сторожа не поставишь: это полный абсурд. Но ведь и вандалы творят свое черное дело далеко не мгновенно, и, скорее всего, вряд ли они делают это бесшумно. Неужели летом в курортной зоне курортного города по вечерам вообще никто не ходит, ничего не видит и не слышит? Вряд ли. Скорее всего, либо внимания не обращают, либо просто боятся вмешиваться.

За все лето в службу «Дежурный по городу» поступил лишь один звонок, в котором сообщили непосредственно о правонарушении, а не об уже свершившемся факте порчи имущества. Бдительные граждане увидели, как возле фонтана на улице Горького автомобиль врезался в столб, записали номер транспортного средства и сообщили в горадминистрацию. Информация была передана в полицию, а правоохранители завели производство. Проблема только в том, что подобный звонок был лишь один. Лишь один гражданин позвонил, чтобы помочь городским службам, а не чтобы выразить свои претензии! А ведь бдительность и неравнодушие горожан и гостей Евпатории могли бы стать неплохим подспорьем в деле борьбы с вандалами. Если видите, как кто-то что-то ломает — ​немедленно сообщите в полицию, ведь, если верить пресс-службе горотдела, где-то рядом обязательно должен находиться хотя бы один патруль. Придут, поймают и накажут.

Безопасность в перспективе

Выявить нарушителей закона могут помочь также и камеры видеонаблюдения, но их в городе, к сожалению, установлено пока не так уж и много. И если нам повезет, то в течение ближайших трех-пяти лет эта проблема будет решена. Как сообщил руководитель единой дежурной диспетчерской службы Евгений Мартынюк, сейчас в Москве на рассмотрении находится техническое задание по программе «Безопасный город». Если его утвердят, то далее будет создан рабочий проект и наш город начнут оснащать специальной техникой.

Сразу поясним: программа «Безопасный город» призвана создать единый систематизированный подход к вопросам безопасности. Прежде всего это предполагает установку камер видеонаблюдения по всему городу таким образом, чтобы при необходимости можно было в режиме реального времени увидеть любой участок города. К каждой из этих камер будут иметь доступ все правоохранительные и силовые структуры. Записи с них будут сохраняться в архив. Кроме того, эта система предполагает установку специальных терминалов, главной функцией которых будет прямая связь с полицией. Увидели правонарушение — ​подошли, нажали кнопку, представились, сообщили информацию. Все будет максимально подлежать строгому контролю. Ситуации, когда в полицию нельзя дозвониться, при таком подходе станут просто нереальными. Проще говоря, программа «Безопасный город» — ​упрощение и укрепление связи «гражданин — ​полиция». Далее предполагается создание службы «112», когда все экстренные звонки направляются в единую дежурную диспетчерскую службу, а уже там распределяются по остальным службам: в скорую, пожарную охрану или полицию. Но это все в будущем — ​и только в том случае, если в Москве утвердят документы и включат наш город в программу финансирования. Сегодня власти Евпатории прикладывают все усилия для того, чтобы этот проект был реализован — и как можно быстрее.

Такой системный подход к безопасности и контролю правонарушений, безусловно, будет действенным. Но пока мы имеем то, что имеем. То есть в правом деле борьбы с вандалами можем надеяться лишь на патрули полиции, бдительность граждан, педагогические навыки родителей местных подростков и, конечно, русское «авось». Авось, преступников поймают...

Алина КРОТОВА.

Фото со страницы группы «Евпатория» (публикация Дмитрия ДИКАНСКОГО) в социальной сети «Фейсбук», со страницы Андрея САВОСТЫ в соцсети «Фейсбук» и из архива МБУ «Порядок».

Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» №51 (19273) от 21.07.2017 г.