«Наполнить жизнь искусством»По случаю празднования 150‑летия со дня рождения выдающегося русского композитора, пианиста и дирижера Сергея Рахманинова в Евпаторийском краеведческом музее представили просветительскую программу «Музыкальный журнал», посвященную жизни и творчеству классика. Проект реализован в творческом тандеме музея и Евпаторийской детской школы искусств. Приветствуя зрителей, директор ДШИ Татьяна Дмитренко выразила надежду на то, что подобные программы отныне станут доброй традицией. Помимо концертной программы, которую составили произведения композитора и представили преподаватели Евпаторийской детской школы искусств, в музее на один день выставили автограф классика. Нелишне напомнить, что среди музейных экспонатов автографы композитора относятся к первой категории ценности и имеют мировое значение. Почтовую открытку с надписью, сделанной Рахманиновым, в фондах музея более 40 лет назад обнаружила тогда старший научный сотрудник, а ныне заместитель директора учреждения по научной работе Людмила Дубинина. По ее словам, экспонат попал в музей вместе с архивом преподавателя рисования Евпаторийской гимназии Георгия Харлампиевича Бояджиева. Тот, как известно, был первым хранителем местного Музея культуры, на базе которого впоследствии был создан Евпаторийский краеведческий музей, а также исполнял обязанности секретаря евпаторийской секции Крымского отдела по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, природы и народного быта. На лицевой стороне открытки, выпущенной Российским музыкальным издательством в Берлине, — графический портрет Рахманинова в розовато-коричневых тонах. Там же указано авторство рисунка: Роберт Штерль. Профессор Дрезденской академии изобразительных искусств, художник пользовался успехом именно как портретист. По словам Дубининой, с ним композитор познакомился в годы пребывания в Дрездене (с 1906‑го до середины апреля 1909 года Рахманинов жил в Германии) и затем сохранял дружеские отношения. Портрет Штерль выполнил по заказу другого выдающегося музыканта, дирижера и контрабасиста, основателя Российского музыкального издательства Сергея Кусевицкого. Дубинина напомнила, что Рахманинов способствовал возникновению Издательства в 1909 году и впоследствии участвовал в его деятельности. Между прочим Слева на открытке — сделанная рукой композитора надпись: «Екатерине Петровне Бояджиевой. С. Рахманинов. 8 января 1912 года». Ниже еще один автограф Сергея Васильевича, сделанный ранее, 10 апреля 1909 года, а справа внизу — автора рисунка Штерля. Есть на открытке и по-своему загадочная приписка, сделанная Рахманиновым: «К сожалению, вторую просьбу исполнить не могу! С. Р.». Очевидно, из Москвы он послал открытку со своим автографом Бояджиевой в Евпаторию, куда та ранее переехала из Симферополя. Как о квалифицированном педагоге о ней с похвалой отзывался таврический губернатор Петр Лазарев, детям которого на протяжении двух лет в начале прошлого века Екатерина Петровна давала уроки. Сведений о том, чем Бояджиева занималась в Евпатории, не сохранилось. Однако в путеводителе по городу, составленном в 1913 году Василием Пьянковым, она упомянута как «преподавательница музыки». Комментируя «вторую просьбу» Екатерины Петровны, которую категорически (судя по восклицательному знаку в конце соответствующего предложения) не мог выполнить композитор, исследовательница отмечает, что ее содержание до сих пор остается тайной. Кстати Олег СЕРГЕЕВ.Фото автора. Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 13(19563) от 07.04.2023 г. Версия для печати | 07-04-2023, 11:27:00 | ez-moder
|